Асбестовые авианосцы: бесполезные сокровища Холодной войны


ВМФ США и судоремонтная корпорация International Shipbreaking Limited из Техаса заключили историческую сделку — авианосцы Китти Хок (CV-63) и Джон Ф. Кеннеди (CV-67) были проданы за 1 цент, пишет the National Interest. Теперь их утилизируют, предварительно изъяв все токсичные материалы. По словам автора статьи, их невозможно затопить, сделать из них музей или еще как-то применить — инженерам на верфи придется постараться, чтобы придумать способ, как избавиться от старых кораблей времен Холодной войны и не нанести природе непоправимый ущерб.

Эти авианосцы уже полностью выработали свой ресурс — еще в 2008 году в СМИ прошел слух, что Индия хотела купить «Китти Хок», но сделала выбор в пользу советской техники из-за невозможности модернизировать американский корабль. Нынешний индийский авианосец «Викрамадитья» в прошлом был тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского союза Горшков». У них есть и еще одно любопытное сходство — «асбестовая» проблема, которая сильно испортила им жизнь.

На американских и советских кораблях эпохи Холодной войны широко использовалась асбестовая изоляция, призванная защитить судно от пожара. В обеих странах по преимуществу применяли хризотиловый асбест, в отличие от стран Западной Европы, где основной упор делали на применение амфиболов. Хризотил представляет собой гидросиликат магния, который за короткий срок выводится из организма человека и не несет вреда его здоровью, в то время как амфиболы опасны — они устойчивы к кислотам, и потому не растворяются макрофагами в легких. Сегодня все амфиболы в мире запрещены. Впрочем, на волне запрета амфиболового асбеста в мире развернулась антиасбестовая истерия, которая призывает запретить весь асбест на планете.

Когда Россия передавала «Адмирала Горшкова» Индии, последняя под информационным давлением организаций и активистов из стран Западной Европы потребовала изъять асбестовую изоляцию, защищавшую котлы корабля. В результате замены на шамотный кирпич семь из восьми паровых котлов вышли из строя, что пришлось чинить почти год за 1 млрд рублей. Россия починила корабль, но рассказывать, как именно, не стала.

«Китти Хок» же получил свою долю проблем с утилизацией. Хризотил на его борту не представляет особой опасности при соблюдении правил обращения с промышленными материалами. Его утилизация не принесет особых проблем, в отличие от токсичного топлива, на котором, кстати, некоторые американские корабли по-прежнему плавают. Но ВМФ США под давлением антиасбестового движения попросту лишены возможности закрыть сделку выгодно — мало кто готов брать на себя труд по утилизации асбеста, который потенциально грозит обвинениями от активистов. При учете того, что многие из претензий лишены научного базиса, любые правила компании по контакту с асбестом можно извратить, назвать неправильными и т.д. За обвинениями последуют многомиллионные судебные иски. Соответственно, сокровища Холодной войны стоят теперь 1 цент — потенциальная выгода от реализации металла, электроники и т.д. по умолчанию закладывается как потери в суде.