«Голод 1932 – 1933 гг.: общая трагедия народов СССР». Международный круглый стол на эту тему состоялся в Москве, в Институте российской истории РАН, где примерно треть века назад и начали изучать проблему голода начала тридцатых годов.
Участие в международном круглом столе приняли: член Академии общественных наук Австралии Стивен Уиткрофт, Леннарт Самуэльсон (Стокгольмская школа экономики), Кормак О’Града (университетский колледж Дублина), Шайыркул Батырбаева (Киргизский национальный университет), бывший глава института национальной истории Украины Валерий Солдатенко, а также ученые из России — Елена Тюрина, Владимир Бабашкин и Виктор Кондрашин.
В своем выступлении Стивен Уиткрофт указал: сверхсмертность в 1932-1933 годах варьируется в рамках 5 миллионов человек, а не 8 миллионов, как утверждали некоторые. Кстати, Владимир Бабашкин, предваряя его выступление, отметил, что австралийский ученый устроил холодный душ сторонникам концепции украинского голодомора, опубликовав данные об объективных причинах голода в УССР.
Наши исследователи выявили по всей территории Советского Союза того времени абсолютно идентичные механизмы и практики сельхозполитики, отметил Виктор Кондрашин, которые, однако, ввиду региональных особенностей привели к разным результатам.
Леннарт Самуэльсон и Кормак О’Града также считают, что голод в СССР не был направлен против какой-либо этнической группы, а также не является уникальным явлением.
Елена Тюрина из Российского государственного архива экономики рассказала о работе по выявлению пяти тысяч документальных источников о голоде в СССР в 1932-1933. К примеру, серьезно изучены закрытые секретные сводки органов госбезопасности СССР, в которых под грифом «секретно» излагалась информация не для посторонних глаз.