Ураласбест», хризотил и взрывы: как добывают горный лен


Карьер рядом с Асбестом — одна из достопримечательностей Свердловской области. Гигантская чаща протянулась на 11 км и вгрызлась вглубь земли на 350 метров. Это одно из самых крупных месторождений одноименного минерала — здесь добывают четверть всего мирового хризотила, или горного льна. Материал, который «в огне не горит», из маленького уральского городка поставляется в 25 стран мира. Новая серия проекта «Сделано на Урале» познакомит вас с грандиозным производством.

«Ураласбест»:

Сфера — Добыча и обогащение полезных ископаемых.

На рынке — 130 лет.

Штат — 7000 сотрудников.

Достижения — 30 млн тонн горной массы добывается в год.

Добыча.

Асбестовский карьер видно даже с самолета. Добычу ведут почти полтора века, и залежей хватит еще на столько же. Нужно уточнить: добывают хризотил-асбест. Не путать с амфиболовым асбестом — запрещенным токсичным веществом. У уральского минерала другая химическая формула и структура. Таких примеров много: этиловый и метиловый спирт, ртуть и железо — оба металлы.

Добывают хризотил открытым взрывным способом. Иногда взрывают сразу 140 тысяч тонн горной массы. Ради этого зрелища на смотровую площадку над карьером приезжают местные и гости города.

На место подрыва — в забой — отправляются экскаваторы. Многотонные махины грузят горную массу в БелАЗы. Автомашины везут породу до перевалки — конца железнодорожной ветки прямо в карьере. К слову, протяженность ж/д путей — 150 км. Экскаваторы грузят глыбы в электровозы. За один раз состав может вывезти из карьера 930 тонн руды.

Щебень

Кроме хризотила комбинат «Ураласбест» ежегодно производит до 5 млн тонн разных фракций щебня.

Большую часть этого объема покупают российские регионы для строительства автомобильных и железных дорог. Щебень используется и в карьере. Чтобы не возить камень на фабрику и обратно, здесь построили свою дробильно-сортировочную установку: 500 тонн породы ежечасно превращают в щебень.

Асбестообогатительная фабрика

Непосредственное извлечение хризотила из руды происходит на асбестообогатительной фабрике. В этом году ей исполнилось 50 лет.

Главная задача огромного предприятия — раздробить горную породу и получить мягкие нити хризотила.

Электровоз заезжает на территорию фабрики и выгружает содержимое вагонов в гигантскую дробилку. За четыре минуты она перемалывает 100 тонн булыжников. Затем по полукилометровым конвейерам их поднимают на следующую стадию дробления, всего их четыре: камни становятся все меньше, на выходе это будет галька не больше 4 см. Последний этап — «грохота» — сотни платформ, которые перетряхивают измельченную породу. Над ними установлены огромные пылесосы, которые всасывают невесомый хризотил. После сортировки по длине волокна попадают в цех упаковки. Нити утрамбовывают по 50 кг в пакет, формируют многослойные палеты и отправляют заказчикам.

Уральский хризотил

Хризотил ценят за негорючесть и прочность. На уральском месторождении есть минерал с волокнами самой разной длины — от нескольких сантиметров до почти пылеобразных. Их используют для производства шифера, труб, тормозных колодок, герметиков и мастики. Из Асбеста горный лен отправляют в 25 стран мира, включая Индию, Вьетнам, Китай, Шри-Ланку, Кубу, Индонезию. На экспорт идет 80% продукции.

Габбро и «Эковер»

При добыче хризотила в карьере нашли еще один вид полезных ископаемых — горную породу габбро.

Это уникальный камень, из которого при плавлении можно получать волокно. Под эту задачу в 2010 году построили завод по производству минеральной ваты.

Там габбро нагревается до температуры свыше 1500 °С — до получения расплава, затем на валках он превращается в легкую каменную вату. Далее формируется необходимая толщина и жесткость, происходит термообработка и нарезка на плиты. Так получается базальтовая тепло- и звукоизоляция «Эковер», которая широко используется при строительстве.