Свиные санкции против Бразильского импорта


С 1 декабря Россия закрыла свой внутренний рынок для поставок свинины и говядины из Бразилии. Поводом для введения торгового эмбарго стало обнаружение в мясе стимулятора роста мышечной массы рактопамина, который запрещен к использованию на территории РФ. Учитывая тот факт, что Бразилия является крупнейшим поставщиком мяса в мировых масштабах, а также занимает 52,1% объема импорта в натуральном выражении для отечественного рынка, продовольственное будущее некоторым гражданам показалось весьма туманным. Часть экспертов даже предрекла невиданный рост цен и вынужденное вегетарианство как бич наименее защищенных слоев общества.  К счастью, такие заявления далеки от истинного положения дел.

Кто заложил свинью замедленного действия?

История сотрудничества началась в 2013-2014 гг., когда Россия согласилась допустить на свой рынок бразильские свинину и говядину. Уже по итогам 2014 года они заняли лидирующие позиции, прочно оттеснив всех конкурентов. Достаточно сказать, что из всего годового объема импорта в 425,4 тысячи тонн, новый игрок смог поставить 176,4 тысячи тонн продукта, только зайдя на рынок.

Правда, у контролирующих органов РФ было одно условие – никакого рактопамина. Россия и Бразилия провели много времени на переговорах, где раз за разом утверждались стандарты качества, приемлемые для отечественного рынка. Сил на соблюдение договоренности, как выяснилось, хватило всего на три года.

По данным Россельхознадзора, этой осенью контрольная проба показала наличие запрещенного вещества в очередной поставке, после чего был направлен ряд запросов в Министерство сельского хозяйства и животноводства Бразилии. Эти просьбы ответа не получили и был введен запрет. Эксперты теряются в возможных ответах на загадку – то ли бразильские чиновники утратили контроль над производителями, то ли  кто-то решил смухлевать, понадеявшись на невнимательность российских контролирующих органов, то ли перед нами очередной раунд мировой торговой войны.

Последнее кажется вполне возможным ответом. Утверждать была ли накачана бразильская хрюшка рактопамином или нет, на самом деле невозможно, поскольку существуют сотни способов повернуть экспертизу в нужном направлении. А вот точно можно сказать, что присутствие такого сильного конкурента на продовольственном рынке России не выгодно ни нашей экономике, ни другим импортерам, среди которых есть Белоруссия, наш стратегический партнер, с которым, к тому же, у нас есть общая граница. Так что поддерживать хорошие отношения с братским народом нам нужнее, а взаимопониманию очень способствуют торговые связи.

Во-вторых, России такие объемы поставок мяса уже не очень-то и нужны. В 2014 году, на фоне кризиса, падения рубля, санкций и прочей нестабильности было жизненно важно насытить рынок продукцией, когда часть партнеров могла раствориться в тумане международных отношений по множеству самых разнообразных причин. Тогда Бразилия была вполне адекватным вариантом, но сейчас, когда импортозамещение уже показало положительные результаты, конкурент отечественной пищевой промышленности не нужен. С учетом импорта, российские компании организовали избыточное предложение на рынке. К примеру, издание РБК цитирует президента холдинга «Мираторг» Виктора Линника, который рассказал о развитии свиноводства в стране – ежегодный прирост составляет 300-400 тысяч тонн.

Возвращение к истокам

Так что, возможно, запрет ввоза бразильского мяса является закономерным итогом политики и разумным решением руководства России. Санкции в последнее время стали удивительно эффективным оружием в международной политике и экономике. Война за рынки сбыта продолжается и, может быть, наконец, возобладал разумный протекционизм. Да и отечественный бизнес вполне мог научиться пользоваться этим инструментом давления – к примеру, сейчас в Бразилии собираются запретить использование хризотил-асбеста, минерала, употребляющегося в строительстве. Россия – крупнейший производитель хризотиловой продукции в мире, так что владельцы предприятий вполне могли «под сурдинку» пролоббировать эмбарго на бразильское мясо как ответную меру на попытки запретить асбест. Возможно, отечественные бизнесмены все-таки перенимают заграничный опыт по отстаиванию собственных интересов на международной арене.

На заметку потребителю

В итоге, отечественный потребитель может спать спокойно. С 1 декабря откушать гуляш с рактопамином ему не грозит, по крайней мере, от бразильского поставщика. Также вряд ли будет сильный рост цен на мясо или же ухудшение качества продукта. В то же время, наблюдаемая политика России на международной арене вызывает приятное чувство изумления. Возможно, мы наконец начали отстаивать интересы страны и её населения, бороться за свои права и наиболее выгодные условия.