Бергер со Струковым решили «простить» кредит в $300 млн


В 4,6 млрд незапланированных рублей обойдется госбюджету перенос части трассы магистральных нефтепроводов Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск (УБКУА) и Нижневартовск − Курган – Куйбышев (НКК). «Запланировать» такую сумму государство заставили безответственные, а возможно и намеренные, действия собственников и руководства компании «Южуралзолота».

По УБКУА и НКК в европейскую часть России с месторождений Западной Сибири транспортируется порядка трети всей экспортной российской нефти. Безопасная эксплуатация нефтепроводов стала невозможной вследствие взрывных работ на карьере «Березняковский» в Челябинской области, принадлежащем «Южуралзолото − Группа компаний» (ЮГК) миллиардера и по совместительству депутата от «Единой России» в Заксобрании Челябинской области Константина Струкова. Вследствие взрывных работ в карьере 14 декабря 2016 года произошла опасная деформация его северного борта, и в 25 метрах от нефтепровода УБКУА образовался разлом протяженностью более 100 метров. Ростехнадзором по требованию «Транснефть-Урал» работы на карьере были остановлены. Теперь компания вынуждена начать строительство новой нитки нефтепроводов в нескольких сотнях метров от края разреза.

Нефтяники 12 января отправили в ЮГК официальное письмо с требованием оплатить перенос участка магистрального трубопровода в размере 4,6 млрд рублей. В ответ в ЮГК пригрозили закрыть все свои предприятия, расположенные в Челябинской области. «Выплата такой суммы не просто сделает дальнейшую отработку месторождения экономически нецелесообразной. Мы будем вынуждены объявить компанию банкротом и закрыть все наши предприятия», – сообщил управляющий директор «Южуралзолото» Роман Бергер.

«Речь идет о том, что ЮГК хочет устранить помеху в виде нефтепровода федерального значения для дальнейшей разработки месторождения, но не желает за это платить», – обрисовали ситуацию в нефтетранспортной компании.

Банкротство ГОК «Березняковский» позволит Константину Струкову не оплачивать 4,6 млрд рублей за перенос нефтепроводов. А поскольку эксплуатировать их в опасной близости от обрыва карьера невозможно, работы будут оплачены из бюджета государственной «Транснефти». Но тут есть еще одна интрига. Банкротство компании – удобный способ для собственника не возвращать гораздо более серьезный кредит в $300 млн, взятый на развитие бизнеса ЮГК. Так что произошедшее на карьере, можно рассматривать не как безответственность руководства холдинга, а вполне продуманный план собственного обогащения. На время банкротства в ГОК будет введено внешнее управление, что позволит Константину Струкову позже вернуть себе карьер, но уже без долгов за перенос нефтепроводов и кредиты, взятые на развитие бизнеса.

Подобные операции депутат единоросс проделывал неоднократно. В 1999 года он в должности гендиректора обанкротил ОАО «Южуралзолото», а его активы без долгов и социальных обязательств перешли в одноименное ЗАО, принадлежащее Струкову. В начале 2008 года «Южуралзолото» было обанкрочено еще раз. Кредиторы получили около одного миллиона рублей вместо 7 миллионов долларов долга, а Струков вновь получил «чистое» от долгов предприятие. В начале 2000-х Константин Струков обанкротил «Челябинскуголь», предварительно переведя самый ценный актив − разреза «Коркинский» через цепочку посредников в собственную «Челябинскую угольную компанию». Когда «Коркинский» пришла пора закрывать и рекультивировать, что обошлось бы Струкову в 5 миллиардов рублей, он обанкротил угольный разрез за долг в 5 миллионов рублей самому себе.

Под стать хозяину управляющий директор «Южуралзолота» Роман Бергер. В 2014 году он состоял под судом за то, что не платил увольняющимся работникам расчет. На «Березняковский» Бергер нанимает киргизов и таджиков, чтобы сэкономить на зарплате, соблюдении Трудового кодекса и техники безопасности. Все слова о якобы тысячи безработных местных жителей не более чем громкий пиар, рассчитанный на впечатлительных читателей.

В такой ситуации государству вряд ли стоит рассчитывать на получение от ЮГК какой-либо компенсации за перенос нефтепроводов, а незадачливым кредиторам возврата сотен миллионов долларов. Не принято у депутатов-миллиардеров платить по счетам.